Я клинический (медицинский) психолог, занимаюсь консультационной деятельностью (не медицинская психотерапия).
Я работаю как в краткосрочных методах (в них уделяется большое внимание психообразованию, а также, если остается время, то практике и обучению навыкам).
Но большее предпочтение отдаю работе с клиентами с долгосрочными, терапевтическими запросами (т.е. требующими глубинных проработок), чем с разовыми запросами, или запросами время от времени. Я работаю с травмами, и с хроническими или комплексными травмами, большая доля моих клиентов — это люди, пережившие тяжелый опыт в детстве, или люди со сложностями в настоящем, несмотря на внешне условно хорошую жизнь. Длительной терапия считается от 6-8 мес. (т.е. 35 и более встреч).
Как я работаю
Когда я работаю с клиентом, то в моей манере есть большая доля «Ограничительного родительства». Это значит, что я к своим клиентам отношусь так, как относился бы добрый, в меру опекающий, сохраняющий границы, уважающий, сострадательный, принимающий, безоценочный, и очень заботливый родитель. Или же как добрый друг на равных.
В этом есть свои особенности. Главный плюс в том, что люди, которым важна чуткость, бережность и комфортные чистые условия внутри терапии, это получают. А вот, напряжение, провоцирование, возможно местами коучинг с применением экспертной позиции не на равных, а где психолог «главный» и прочее, что для меня совсем не близко, – не получают.
Основная важность в том, что я окружаю клиента теплом, и клиент может и имеет право побыть ребенком внутри нашей работы (но не обязан, что естественно и кроме тех моментов, когда такая позиция мешает самому процессу, – поэтому я обычно уточняю, на сколько, клиенту это важно и нужно, и обычно это индивидуально). Я учу и этому, и как становиться родителем для самого себя и мудрым взрослым, и лучшим другом, чтобы менять те моменты, которые мешают в жизни, из-за чего человек со временем начинает замедлять себя с точки зрения «успешного успеха» и «скоростного темпа» современной жизни, чтобы начать жить свою жизнь, и быть тем, кем хочется. Клиент начинает больше изучать самого себя, так как в рамках нашей работы, чтобы дать место проработке нужно это место выделить в психике и в жизненном темпе. Появляется новое и подлинное, отпадают старые паттерны, уменьшается количество триггеров на разные события или на людей, и появляются новые ценности и цели. Кто-то готов этого дождаться, и хочет поменять жизнь, кому-то это не подходит.
Так что, если вам нужна в первую очередь быстрота изменений и ощущение, что вас постоянно кто-то заставляет, то это не ко мне.
Также я достаточно сострадательный и эмпатичный человек от природы несмотря на то, что во время сессии я много анализирую, размышляю, структурирую работу, т.е. использую интеллектуально-когнитивные инструменты в работе, я выделяю большую часть времени для проработки эмоциональной части у клиента.
У этого тоже есть особенности.
Если вы хотите исключительно, чтобы все было по полочкам, как 1+1 = 2, то, наверное, вам будет не совсем понятно, почему я пишу вам задание об эмоциях и ощущениях в теле и прошу попробовать их у себя начинать отмечать и замечать, и почему я спрашиваю у вас ваше мнение о том, как вы бы хотели сделать для себя лучше, и не даю советов.
Поэтому для людей, у которых есть трудности с чувствами и эмоциями, это будет возможно непривычно, но только в самом начале (я работаю и с алекситимией, и с тем, когда тяжело понять эмоции, этот процесс требует и от клиента, и от меня определенное время в начале). Для людей, ожидающих получить одинаковый шаблон ответа на вопрос, что делать, с ожиданием, что я дам совет, также будет сложно, нам придется с вами вместе искать ответы внутри вашей личности и опыта.
А если ваш ведущий «язык» — чувства и эмоции— у вас хорошая саморефлексия или у вас раньше была своя терапия до обращения ко мне, то вам может быть абсолютно легко включаться с первого дня.
— Я никак не использую провокативные терапии, гипнозы, расстановки семейные и не семейные, магии, НЛП, и шаманские методы, эзотерику, женские энергии и другое подобное этому;
—в рамках сессии есть я, и клиент, и мы оба принимаем участие в сессии и стараемся на все 100% вместе, каждый из нас;
— Я открыто и прозрачно объясняю, как работает та или иная техника или метод, если клиенту эта информация важна, также я ввожу психообразование (кроме тех моментов, когда избыток информации мешает самому процессу – поэтому я обычно уточняю насколько, клиенту это важно и интересно);
— Меня и моего опыта очень мало в терапии (могу приводить какой-то свой пример, только если это касается проблемы клиента, и только если в этом есть польза для клиента и это как-то касается его случая);
— Не привожу в пример других своих клиентов, даже если у них были очень похожие проблемы (могу придумать собирательный образ для примера или что-то рассказать в процентном соотношении относительно случая);
—Я очень дотошно слежу за границами работы, в том числе за своими границами, и границами клиента, в рамках терапии;
— Я обычно делаю акцент на том, чтобы у клиента были свои собственные цели, и ставлю их на первый план, а не чьи-то чужие (в т.ч. мои);
— Я твердо убеждена, что в вашей терапии именно вы главный эксперт своей жизни, а не я, и не кто-то другой;
— Я не использую те моменты, которые происходят на сессии для своего блога или видео, даже в обобщённом виде и без имен, даже если это будет что-то очень важное или полезное для других людей
— Принятие и конфиденциальность. Я никогда нигде не имею права писать о вас, ни в какой научной работе, или книге, ютуб видео, пока вы мне не дали на это свое согласие;
— Я не буду лечить (терапевтировать) то, что не беспокоит клиента;
— Я внимательно прислушиваюсь к комментариям и замечаниям моих клиентов по поводу моей работы, супервизирую свои ошибки и стараюсь всячески уменьшать ущерб, и как можно скорее исправлять ошибки, если они были;
— Всегда нахожусь на стороне клиента и обучаю тому, чтобы через этот консультационный опыт в работе со мной клиент также будет находиться на своей стороне в своей жизни, и поддерживать себя в дальнейшем.
— Безоценочность. Любое поведение имеет объяснение и предысторию, все бывает с причиной и с понятным ясным поводом возможно из прошлого.
— Я понимаю, что клиент находится в более уязвимой позиции, чем психолог, поэтому осознанно старательно поддерживаю уважительные и равные отношения в нашей работе, я часто отмечаю, что только сам человек может знать ответ на свой вопрос, а я рядом, чтобы помогать исследовать личность по-новому, а не так, как внушало окружение или семья клиента.
— Во мне достаточно ресурсов и эмпатии для того, чтобы помогать другим. Считаю данные качества моей сильной стороной в работе. Также я контролирую свое личное время и границы в работе, поэтому и симптомы выгорания держу под контролем, и на постоянной основе прохожу личную терапию, супервизии, интервизии.
— В своей работе придерживаюсь этического кодекса работы психолога.
Психолог не имеет права вступать в личные отношения с клиентом, даже в дружеские, даже после окончания терапии. Психолог также не может работать с близкими родственниками клиента, только если консультации проходят в рамках семейной или парной терапии. Психолог не может работать с близкими друзьями клиента, только с друзьями друзей или знакомыми, коллегами возможно. Также психолог не может дружить или общаться с психиатром клиента, только если работа происходит в паре с психиатром и с разрешения клиента.
Я не захочу работать по бартеру, советоваться с клиентом, используя его профессионализм в его работе и т.д.
Как проходят консультации с организационной точки зрения:
— Вы пишите мне, используя те ссылки, которые есть на сайте;
— Я отвечаю;
— Вы можете рассказать о своей проблеме или ситуации (это строго конфиденциально даже на этапе вопроса и даже если вы не будете записываться);
— Я отвечаю, смогу ли я работать с вашим запросом (опираюсь на свой опыт, знания и возможности, а также на свои компетенции);
— При сложных состояниях и яркой депрессии, я могу предложить посетить врача на всякий случай, для уточнения диагноза (диагноз, например вид депрессии и тип, определяет врач, а позже работаем) — это при сложных состояниях;
— Если я понимаю, что смогу помочь, то пишу условия, время график, тип связи;
— Вы определяете время, исходя из своего графика, позже оплачиваете (я работаю по предоплате);
— Мы встречаемся в назначенный день и назначенное время;
— Если вы захотели дальше приходить на консультации, то мы договариваемся снова, и только после этого я в течение 3 дней жду от вас подтверждения в виде предоплаты за следующую встречу, после чего 1 раз в неделю можем встречаться;
Из чего состоит моя работа (ниже описание не одной сессии, а то, как происходит работа в рамках 2-3 сессий, не всегда делается практика, и не всегда одинаково, но примерно) :
Кроме того, что мы знакомимся, вы делитесь тем, что вас волнует.
Работа состоит из таких важных разделов:
1 — Психообразование
Психообразование на начальных сессиях, когда ситуация или случай требует этого. Это значит, что я рассказываю о том, как работает тот или иной копинг, или как работают, например, эмоции, эта информация обычно не является моим личным мнением, а теми данными, которые исследователи описали в результате многолетних трудов.
2 — Исследование проблемы
Мы исследуем вашу проблему или трудность в вашем внутренним мире или во внешнем. Иногда это может занять короткое время внутри одной сессии, а иногда дольше и даже несколько сессий.
3 — Диагностика отдельно и диагностика совместно
Мы вместе пытаемся определить, что происходит, и где какие мишени есть.
Я даю иногда тесты, провожу диагностику, если проблемы разные, то мы с каждой проблемой разбираемся по такому принципу, исследуем, что происходит внутри и что происходит снаружи, какие были предприняты попытки, и как долго помогают, или не помогают.
4 — Домашнее задание
Я иногда даю: тесты, книги, задания, или практику на дом (обычно спустя какое-то время). Вы пробуете это делать, что-то, что не получается сделать, мы обсуждаем и делаем на сессии, что-то, что не хочется делать, также можем обсудить на сессии.
*Иногда не хочется делать на сессии ничего, и не хочется выполнять никакие задания, тогда будет только поддерживающая терапия без заданий и без практики на сессии (об этом ниже будет)
5 — Проверка терапии, и того, какие происходят проблемы, где трудности, где получается, а где нет.
Для этого мы на новой сессии, обсуждаем то, что было на прошлой, или то, что связано с вашей проблемой и произошло с вами, или то, что не связано с прошлыми сессиями и произошло новое неприятное или важное, чем вы хотите поделиться, и что-то, с чем мы снова поработаем со всеми пунктами (исследуем на сессии, поддержка на сессии, практика на сессии, домашняя работа, снова исследуем как получилось или нет)
Пример:
Вы пришли с проблемой того, что у вас внутреннее чувство боли, вы рассказываете, я слушаю, спрашиваю, мы эту боль исследуем, обсуждаем, делаем практику и выводы на пятой сессии, к примеру, тогда я даю тесты или задания, и на следующей сессии мы обсуждаем, что получается, а что нет, и что вы новое узнали о себе, или об этой боли, которая мешала вам, углубляться будем в эту боль, если она ещё есть (и если не появилось что-то новое и что причиняет больше боли), и двигаться будем аккуратно, чтобы заметить все нюансы и важное, и снова практика, исследование ситуации, возможно домашняя работа, психообразование если требуется.
*Иногда (не всем, но некоторым) клиентам не хочется делать задания, даже бывает, что не хочется делать практику на сессии, когда сильное избегание эмоций, мыслей, и чувств (это чаще всего и есть мишени при работе со эмоционально сложными для клиента состояниями), и тогда мы с клиентом обсуждаем, что, если не хочется, то не буду давать задания, не будем делать практику, если есть дискомфорт временный, то временно переключаемся на поддерживающую терапию, замечаем происходящее, но не делаем сложные работы, до тех пор, пока не появится готовность. Конечно, мы это обсуждаем, и обсуждаем, что сейчас в таком режиме будем работать, и почему.
Также я работаю в поддерживающем режиме с беременными и с только что родившими мамами.
Я описала очень кратким языком, что происходит внутри терапии. Также в терапии есть ограничительное родительство, когда я как психолог, подбираю слова, общаюсь, направляю так, как если бы это делал достаточно хороший родитель для моего клиента на равных, или достаточно хороший добрый друг на равных, корректирую тактично, если клиент наносит себе вред, помогаю найти новый выход и взгляд на сложные эмоционально ситуации, поддерживаю в том, чтобы клиент мог двигаться сам, и мог помогать себе в перерывах между сессиями.